Get Adobe Flash player

Быстрая навигация

Из истории села

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА

 

hist kult 1Село расположено на левом берегу реки Самур в ее среднем течении на высоте 1200 м над уровнем моря.С севера вдоль речной долины тянется Самурский хребет, вершина которого Ялак высотою 3004 м видна из села; с юга тянется Фалфанский хребет (отрог Главного Кавказского хребта) с горой Тукуркил высотой 3150 м.

Сколько лет стоит селение Хрюг в глубине горного лабиринта в

114 километрах от железной дороги? Кто основал его? Откуда пришли в эти высокие горы предки Хрюгцев, которые заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалек­ту языка, но и по обычаям, жизненному укладу, психоло­гии? Почему Хрюгцев соседи называют мастерами реше­ний любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «ЩуькГвел т!вал ийидай хуьруьгви» («Хрюгец, делающий узлы на просе»). История не дала ответов на эти вопросы. Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг —один из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологи почему-то не баловали Хрюгцев своими раскопками старинных поселений и изуче­нием древнейших памятников на территории селения.

В самом деле, откуда появились люди в моем родном селе в незапамятные времена? Почему мои предки называли свой населенный пункт Хуьруьгером? Ведь Хуьр по-лезгински, в буквальном смысле, означает селение. Одни старожилы объяснили мне, что селение раньше было расположено на скале «Мукьалар», куда можно было подниматься только по извилистой, зигзагообразной дороге. Такая дорога у лезгинов называется «кьуьруькар».

От этой извилистой дороги произошло название нашего аула—утверждали они А другие тут же протестовали, высказывая свои версии, которых оказалось очень много. Вот одна из них. В селении, якобы, был тухум (родопая община), который носил имя «гъуьруьгъар». Именем этого тухума стали называть селение,—утверждают они. Правдоподобность этих версий вызывает немало сомнений.

Во-первых, дороги серпантином присущи многим селениям горного Дагестана. Но почему-то ни одно из них не носит название хуьруьгар.

Во- вторых, и велик различие между хуьруьгами и кьуьруьками.

В-третьих, население Хрюга раньше состояло из множества различных тухумов, ни один из них не согласился бы нести имя другого тухума, тем более не такого сильного, как «гьуьруьгьар». Да и по смысловому значению эти слова «гъуьруьгъар» и «хуьруьгар» резко отличаются друг от друга. Да кроме того, слово Хуьр входит в основу десятков населенных пунктов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, причем расположенных даже на плоскости. Неужели здесь тоже были «кьуьруькар» или тухум «гъуьруьгъар»? Конечно, такого не могло быть. Где ис­тина? Видимо, название селения имеет какую-то связь с его жителями, которые не могли незаметно свалиться с неба. Наши предки где-то жили, откуда-то переселились в нынешний горный край, основали свое селение и наз­вали его Хуьруьгером.

Священный Коран гласит, что Творец всего живого и неживого, всевышний Аллах спер­ва создал небо и землю, свет, растительный и животный мир, потом он сотворил Адама, от которого начиналось родословие человечества. Следовательно, все эти горы и долины были безлюдны, а предки наши жили где-то в других местах, близких к местам проживания Адама и его потомков, затем мигри­ровали постепенно на север. Обратимся к истории потом­ков пророка Адама (да благословит его Аллах и привет­ствует), т. е. к далеким прошлым жителям Палестины, Аравийского полуострова, Сирии и других теплых стран где проживали люди, когда большинство территорий зем­ного шара было покрыто льдами. И предки наши, как гласит священный Коран, и предки всех людей на земле обитали в этих теплых краях.

 

Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке лезг. Мукьалал. Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 году. В 1536 году, в результате внезапного нападения превосходящих сил рутульцев и кумухов, село было полностью разрушено и сожжено, многие защитники села погибли. Оставшиеся в живых частью переселились в Табасаранский район и основали там новое село Хрюг, остальные построили себе новое село на правом, более защищенном берегу реки Ялак-кам. Точный возраст села и его основатель неизвестны. Также не установлено точно, откуда происходят корни жителей Хрюга. Однако, хрюгцы заметно отличаются от жителей даже соседних селений Ялак, Зрых, Кака не только по диалек­ту языка, но и по обычаям, жизненному укладу и психоло­гии. Хрюгцев соседи называют мастерами реше­ний любых спорных вопросов в свою пользу и дали им кличку: «Хрюгец, делающий узлы на просе» лезг. Щуькгвел тІвал ийидай хуьруьгви.

Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг — один из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологические раскопки в Down leftселе не проводились. В 1886 году в селе проживало 1525 человек.


Из Wikipedia:

Точный возраст села и его основатель неизвестны. Также не установлено точно, откуда происходят корни жителей Хрюга. Старожилы аула утверждают, что селение Хрюг — одно из самых старинных населенных пунктов в долине реки Самур. Археологические раскопки в селе не проводились.

Первоначально село было расположено на левом берегу реки Ялак-кам на участке лезг. Мукьалал. Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 году. В 14951496 годах при посредничествеказикумухского шамхала устанавливается покровительство Ахтынского бекства над Хрюгом.

В 1839 году село, как и вся Самурская долина, было присоединено к Российской империи в составеАхтыпаринского наибства Самурского округа Дагестанской области. Образовывало Хрюкское сельское общество.

В 1844-1845 годах в результате посредничества ахтынских алимов между хрюгцами и рутульцами был установлен мир. В 1848 году село было разорено русскими войсками за мятеж во время Самурского похода имама Шамиля. В 1886 году в селе проживало 1525 человек. До Советской власти в Хрюге действовали 5 мечетей, 4 кузницы, 2 лудильные мастерские, 5 столярных, 1 ткацкая мастерская, 7 водяных мельниц. В 1903 году местный алим-просветитель Молла Магомед на собственные средства и в своём доме открыл медпункт, а в 1907 году у себя на участке построил одноклассную светскую школу. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло 189 хрюгцев, вернулись 82..

Население

Население Хрюга делится на рода — тухумы (лезг. сихил):Халтаяр, Болбутар, МикIияр, ЭкIерар, Мхацар, Челдияр, ЦIурар, Хашалар, Саларар, Гъуьруьгъар.

В 1869 году в селе проживал 1191 человек, из них мужчины - 603, женщин 588. Село состояло из 216 дворов.

Экономика и инфраструктура

В селе Хрюг функционирует местная администрация, почта, аптека, Дом культуры, участковая больница на 15 коек, средняя общеобразовательная школа на 360 ученических мест, филиалы музыкальной, спортивной школ, школы искусств, 6 кафе, 6 КФХ, 6 магазинов.

Культура

Кроме земледелия и животноводства, хрюгцы занимались пчеловодством и ремёслами: селение славилось мастерами строительства, кузнечного дела, производства грубых шерстяных тканей, орнаментных ковров, паласов, войлочных материалов из шерсти и волокон на конопле.

Детей обучались арабской грамоте в мечетях. Большинство мужчин и некоторые женщины умели читать и писать. Наиболее одаренные дети продолжали учёбу у известных ученных — арабистов в сёлах КурушЦахур, Ахты, АлкадарШиназ и др.

В пятиста метрах к северо-востоку от Хрюга, в местности Мукалар, на обращённом к югу террасированном склоне горы, при проведении оросительного канала, на глубине 2 метров обнаружены строительные остатки, а также обломки керамики, относящиеся к средневековью. На западной окраине села, в обрезе, встречаются грунтовые могилы, перекрытые каменными плитами.

Раньше тухумы села жили обособленно в шести основных кварталах, которые имели свои кимы — годеканы. Кимы, выполнявшие функции семинаров народной педагогики (эта традиция до сих пор сохраняется), различались по тематике проходивших там бесед образовательно-воспитательного характера. Так, на первом киме (БтIур мягьлед ким) можно было услышать различные новости. На втором киме (Вини мягьлед ким) обычно говорили о сельскохозяйственных работах. На третьем (БалкIан кьейи ким) велись беседы о животноводстве. На четвёртом (СикIер ким) — об охоте и охотниках. На пятом (Дунган ким) — о секретах народных промыслов. На шестом (Агъа ким) преобладали беседы о подготовке к зиме, заготовке дров, сена. Практически всё мужское население ежедневно посещало кимы, и каждый человек согласно своему сану занимал там определенное место.

Достопримечательности

  • Башня-минарет 1700 года высотой 22 метра.
  • Мечеть, построенная в 1637-1638 гг., о чём свидетельствует арабская строительная надпись на одном из деревянных столбов мечети.
  • Памятники народному поэту Дагестана Тагиру Хрюгскому, инженеру-подводнику АПЛ «Курск» Мамеду Гаджиеву.
  • Хрюгский лес (сосна, берёза, дуб, липа и др.)
  • Горное лесное озеро — источник содовой воды Фуан яд.

Известные уроженцы

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Природа 5...люди 64Разное 29...Село 50люди 92ретро-фот...Природа 6...село 5ретро-фот...ретро-фот...Фоторепор...ретро-фот...ретро-фот...ретро-фот...Субботник...ретро-фот...людиРазное 10...Школьные ...Село 82природа 1...ретро-фот...

Мы на...

ALLDAG.ru
Яндекс.Метрика

Сейчас 404 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте