Get Adobe Flash player

Быстрая навигация

Культура

 

hist kult 3В селении всенародно выполнялись специальные обряды с пожертвованием и просьбами о вызове дождя или солнца. Для взрослых эти мероприятия были необходимым обрядом, а для детей они становились настоящими праздниками. Забавно описывать формы их проведения. Вот наступает засуха, горят посевы, обожженными солнцем голыми становились пастбища, где животные не могут найти подножий корм. Тогда собирается группа люден из числа мужчин и женщин, ватага ребят. Наряжают одного из мужчин в зеленый наряд, изготовленный из зеленых ветвей, на голову его надевают большую чалму, изготовленную также из зеленых ветвей. И люди водили его по дворам, пели хором:

  

А пешепай, пешепай!
Пешепадиз къвал канди
Имир, имир, имир къвал
Тефей чка тумир къвал.

Къвал—къуьлериз,
Къуьл к!ат!ариз,
Амин минариз
Къабул урай гъуцари.

Эй, пешепай, пешепай!
Пешепаю нужен дождь.
Не делай, не делай дождь,
Ходите повсюду дождь
Дождь—хлебам,
Хлеб — закромам.
Хвала наша
Пусть будет богам!

В домах обливали пешепая водой, а затем давали ему дары: кто хлеб, кто сыр, кто мед, кто вареное мясо, кто яйца и другие продукты. Сельчане и участники обряда отправлялись на пир (место захоронения святого человека и поклонения). Все собранные продукты раздавали бедным и сиротам, также ели сами участники обряда, прося у Всевышнего Аллаха дождь. Бывало и такое. Шли непрерывные ливневые дожди, от которых страдали не только люди, но и посевы, и животные. Наводнения выводили из строя дороги, мосты, сельхозугодия. Тогда наши сельчане проводили обряд под названием «Солнце». Собиралась группа людей с ватагой сельских ребятишек, снаряжали деревянную куклу на высоком шесте. Ее облачали в платьице из красной или желтой материи, на ее голову надевали красный платочек. С этой куклой люди ходили по дворам, распевая хором:
А пекъ, пекъ, пелал пекъ!
Пекъ къачуна ша чими рагъ

Ними рекъер низ г!анда?
Аялзавай папариз.
Майдан т!улар низ кГанда?
Таяровой хурариз.

Хеб—ч!ыниин,
Ч1ын—цуькверин,
йиф—къваларуз,
Югь—рекъиниз.
Амин минариз
Шабу л урай гьуцари.

Гайдан к!вал рагъ хьуй
Тагайдан к!вале ч!агъ хьуй.

А кукла, кукла, кукла!
Кукла села, приди красное солнце!

Кто любит теплые дороги?
Женщины в положении.
Кто любит лесные рощи?
Кобылы в грузном

положении
Волокна—овцам,
Просторы—цветам,
Ночи—дождям.
День отдай солнцу.
Амин минару (обществу),
Гуцер прими нашу просьбу,

Кто даст садака, у того в доме будет солнце,

Кто не даст—в его доме место вороне

В каждом доме, конечно, им подавали муку, хлеб, сыр, мясо, яйца и другие продукты, с которыми люди отправлялись на пир, здесь читали молитвы, раздавали саадака и люди коллективно просили от Всевышнего Аллаха Солнце.

hist kult 6Кроме земледелия и животноводства, Хрюгцы занимались пчеловодством, ремеслом и другими вопросами экономической жизни. Селение Хрюг в те далекие годы славилось мастерами строительства, кузнечного дела, производства грубых шерстяных тканей, орнаментных ковров, паласов, войлочных материалов из шерсти и волок на конопли. На участках выращивали лен, из семян которого изготовляли урбеч. Каждая отрасль имела своего
мастера, но почти все женщины умели ткать паласы, ковры и вязать носки, обувь из разноцветных шерстяных ниток, каждый мужчина умел пахать, производить из шерсти и конопляного волокна канаты, сшить себе чарыки.

 

Женщины ткали ковры, вязали журабы и характерные только для Хрюга парадные мужские журабым - кемечар и женские - эхлейнар.

Детей обучали арабской грамоте в мечетях. Большинство мужчин и некоторые женщины умели читать и писать. Наиболее одаренные дети продолжали учебу у известных ученных - арабистов в селе Куруш, Цахур, Алкадар, Шиназ и др.hist kult 7

на рисунке: Одежды и обувь предков (Валчагъ, кавал, шаталар,шаламар, сурмузар).

Посуда из глины, которая была в обиходе до начала XVIII века. Лишь в ХУШ-Х1Х веках появились кувшины и кастрюли из металла.

 

 

u1Село Хрюг известен во всей Самурской долине своими самобытными праздниками и играми.

Это - " Арбаяр"- праздник восхождения молодежи на гору Рчал,театрализованная игра " Шах" с участием всех жителей села;

"
 Ялияр" - праздник с женским хороводом, песнями и танцами; Праздник первой борозды с ритуалом жертвоприношения, чтобы было обильный урожай;

охота без оружия на куропаток во время глубокого снегопада и др.

 

У всех поколений Хрюгцев веками существуют неписанные законы. Старшее поколение всегда служило примером для младших: в труде, быту, в повседневной жизни, в обращении и соблюдении обычаев, традиций, норм адата и шариата.

Старшие не имели права при младших сквернословить, ругать, недобросовестно относиться к общественному делу, к выполнению общественных работ. Речь идет, конечно, о строительстве дорог, оросительных каналов, благоустройстве села и о многих других общих работах, организаторами которых выступали старшие. В их обязанность входило не только трудовое воспитание детей, но и прививание им таких качеств, как честность, добросовестность, чтобы они достойно продолжали эстафету своих отцов. Веками установилась традиция, чтобы любое мероприятие в селении проходило с участием самых уважаемых и почетных аксакалов, являющихся носителями добрых традиций, обычаев, нравов, обрядов.

remeslaСлово старшего уважаемого аксакала становилось окончательным для решения всех спорных вопросов между молодыми. Почетные аксакалы выступали в роли судей при решении вопросов помилования, примирения, раздела хозяйств, разводах, особенно при решении вопросов в отношении наших сельчан к жителям соседних аулов.

Да и молодые люди постоянно испытывали на себе благожелательное влияние старших, оказывающее на них эстетическое и нравственное воздействие. Старший в семье служил наставником. Ведь Хрюгцы без совета старших аксакалов самостоятельно не решали ни одного значительного вопроса. До сих пор в народе осталась старая мудрость, которая гласит: «При решении любого вопроса обращайтесь к старшему за советом, если старшего не найдешь в нужное время, то обращайся за добрым советом к старшему камню». Старики были и остаются в большом почете, потому что они делали все, чтобы в глазах молодых не потерять авторитета. Старших всегда встречали с уважением и почтительностью, а они относились к молодым также с большим уважением. Молодые, которые с материнским молоком впитали мысль, что они могут пожать то, что сами посеют, никогда не забывали, что они тоже станут стариками, нуждающимися в почете и уважении со стороны молодых. Молодежь особенно с глубоким уважением и почетом относилась к родителям. Воля отца и матери для детей—высший закон. Выполнение его являлось делом чести и совести каждого ребенка. Как рассказывают старожилы, бывали случаи, когда сын почему-то безответственно подходил к исполнению воли отца, а отец его клеймил позором, что в конечном итоге приводило к тому, что отступник от отцовских традиций от стыда вынужден был наложить на себя руки.

 

Строги были нормы уважительного отношения к старшему, прежде всего дома к своим родителям, к старикам и старшим — в джамаате, общественных местах и на работе. Беспрекословное повиновение родителям и подчинение старшим являлось неписанным законом, нормы которого, как рассказывал нам дедушка Касум-буба, строго требовали от членов семьи Хрюгцев выполнять следующее:

 

kimКогда в комнату входит отец, все члены его семьи, включая и мать, должны встать, уступить ему место. Если в комнату заходит дедушка или посторонний пожилой человек, то все, кто находится в комнате, включая отца и мать, встают, уступают ему место. В обычные дни в комнате места строго распределены. Самое почетное место отводится дедушке, если его нет, то отцу. Потом лучшие места занимают братья по старшинству, а женский персонал занимает вторую половину комнаты. Когда в комнату входит старший брат, то младшие братья и сестры должны встать, уступить ему место. Когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые занимают самые почетные места по старшинству, а молодые, если нет места, сидят у дверей или стоят на ногах. Хозяева дома, за исключением пожилых людей, не имеют права сесть до тех пор, пока все гости, включая и младших по возрасту, не будут обеспечены местами. Во многих домах младшие не имели права садиться и находиться в одной комнате без разрешения старших.

Они не имели права принимать участие в разговорах старших без их разрешения. Им иногда отводилась отдельная комната. И чай, и пищу первыми получали старшие. Стол накрыт, все кушанья поданы, но люди не имели права приступить к еде, пока самый старший из них не произносит слова «Бисмиллахи ррахмани ррахим», т. е. во имя Аллаха милостивого и милосердного, и не приступит первым к еде. Если кто-то первым съедал и насыщался, то не имел права встать и покинуть комнату до тех пор, пока тот же почетный аксакал не скажет «Алхамдуллилахи» и не прочтет соответствующую молитву. Такой порядок соблюдался и в отсутствие гостей. Право первым приступить к еде имел дедушка, если его нет, то отец. Если отец уходит куда-то, то старший сын, который является главным наследником.

 

Такой порядок уважения к старшему соблюдается в общественных местах, мечети и годекане. С незапамятных времен в селении существовали шесть кимов (годеканов).Каждое мягьле ('квартал) имел свой ким. И самые почетные места на них занимали старшие аксакалы, остальные места занимали по старшинству.

 

Если оставались свободные места, то их занимали люди зрелого возраста, а несовершеннолетние не имели права не только сидеть и участвовать в разговорах взрослых, но и слушать разговоры старших. Годеканы в нашем селении также были разделены на две части. На самой лучшей части сидели старшие, семейные люди, а на другой части собирались молодые. Каждый взрослый человек в свободное время считал своим долгом побывать на годекане.

 

godekanГодекан - - это настоящий клуб под открытым небом. Здесь в короткие зимние дни с утра до вечера шли разговоры. Люди приходили сюда в больших папахах и шубах (кавалах) из овечьих шкур, в которых они не чувствовали морозов, поэтому сидели долго, чтобы спокойно разговаривать. Каждый квартал имел свой годекан, на
котором люди не просто разговаривали, но и обсуждали важнейшие вопросы аула, квартала (мяхле), мира. Жители каждого квартала собирались на своем годекане.

 

С большим интересом люди слушали здесь рассказы стариков, бывалых людей о далеком прошлом своего родного аула, о его людях, их делах, подвигах в борьбе за честь и достоинство Хрюгцев. С большой гордостью старожилы рассказывали молодым о том, что в селении считалось большим позором лакейничество.

 

Хрюгцы всегда предпочитали смерть, нежели склонить голову перед врагами односельчанами. Конечно, такие, беседы имели очень большое значение в патриотическом воспитании молодежи. В медресе были своеобразными школами духовного, нравственного и трудового воспитания, передачи традиции, обычаев, добрых .обрядов будущему поколению. Кроме того, на кимах можно было услышать фольклорные рассказы, песни ашугов, посмотреть выступления пахлеванов. Иногда на них организовывали выставки и ярмарки по продаже товаров первой необходимости. Помню, на годекане нижнего магала часто останавливались караваны верблюдов, на которых привозили в селение для продажи керосин, соль и другие тяжеловесные товары. Здесь шла бойкая торговля, иногда обмен товаров в эквивалентной стоимости.

 

godekanПостепенно кимы перестали быть местом пребывания только своих магальских людей. Они специализировались по содержанию бесед. Собирались здесь люди из всех девяти родов (тухумов), заинтересованные в той или иной области разговоров. В нашем селении были шесть постоянно действующих кимов. Это «Пт1ур-ким», «Балк!ан кьейи ким», «Вини ким», «Сик1ер ким», «Тунгун ким» и «Агъа мягъледким». На главном «Пт1ур-киме» собирались люди для обсуждения общих вопросов, связанных, в основном, с политикой страны, делами села. Если в селении кто-то хотел услышать «новости», он шел на «Пт1ур-ким», где люди иногда занимались пустыми разговорами и сплетничали. Кроме того, здесь бывалые люди рассказывали о своей жизни и событиях, связанных с их именами. Иногда, конечно, превратив обыкновенную муху в слона. Иногда этот ким становился своеобразной трибуной для хвастунов, болтунов и врунов. По преданиям старожилов,
здесь был разоблачен обанкротившийся хвастун, который стремился показать себя по-прежнему богатым, зажиточным. Он сохранил у себя дома кусочек курдючного сала и перед выходом на ким смазывал жиром свои усы. Приходил он на ким и высокомерно говорил: «Такой хинкал с жирным мясом съел я сейчас, что полкурдюка бросил своей собаке». Однажды он, как всегда, пришел голодный на ким, перекрутив свои усы, вновь начал рассказ о жирном хинкале, как вдруг прибежала его шестилетняя дочурка и закричала: «Папа, папа, тот кусочек жира, которым ты смазывал усы перед выходом на ким, наша кошка съела». И хвастуну пришлось все-таки признать свое банкротство — не оставалось другого выхода из положения.

 

Как рассказывают старожилы, на этом же киме произошел еще один любопытный случай. Жили вfull kar1 селении два брата, один из которых слыл крупнейшим вруном.
Врал он беспардонно, но умело. Как-то решил и второй брат показать свое «мастерство» в брехне. Пришел он на «Пт1ур-ким» и сообщил сенсацию: «Ночью в небе так лаяла собака, так лаяла...» И все собравшиеся на ким с обрушились па пего с негодованием, назвав его тронутым.Бедный не находил себе места, готов был провалиться сквозь землю, но ему на помощь пришел брат-врун, который, разобравшись в обстановке, обрушился на своих сельчан: «Чего вы пристали к правдивому человеку? Если в небе лаяла собака: то нет здесь ничего удивительного. Прилетел орел, захватил карликовую собачонку и поднялся в воздух. И вот бедное животное лает в небе».
Посмотрели аксакалы на годекане друг на друга и согласились с мнением брата.

 

К счастью, надо отметить, что вышеизложенные случаи исключение. Лес без волков не бывает. В основной своей массе Хрюгцы это добропорядочные, высоко воспитанные, трудолюбивые люди, которые передавали из поколения в поколение то, чтобы люди заботились о высоконравственном воспитании подрастающего поколения. Для этой цели умело использовались все жизненные факторы, особенно религиозные. А предки наши когда-то были язычниками. Они в первом веке нашей эры приняли религию иранского зороастризма, влияние которого до сих пор сохранилось в быту Хрюгцев. Зороастрийские боги «Гъуцар» и «Мина» до сих пор остались в обиходе, как синонимы Аллаха. Или праздники зороастризма, особенно Навруз-байрам торжественно отмечают в селении ежегодно. Ислам не сумел его искоренить. Не забыты имена зороастрийских добрых богов Мен, Атара и бога мрака Алапекъ, его помощников Алпаба, Къварца, Пили, Малкамута. Не следует отрицать, что зороастризм в свое время оказывал большое влияние на нравственное воспитание людей. Здесь очень строги были законы, которые требовали от людей честности, добропорядочности, уважения к старшему, обществу в целом, почтительного отношения к местам захоронения людей. Но в то же время зороастризм оставил много вредных пережитков, которых устранить никак не удается. Down leftПрежде всего, это признание многобожества.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Село 113Село 80День пенс...Детиретро-фот...Село 16Село 41Школьные ...ретро-фот...Разное 68...Зимняя ри...Село 2зимний Хр...Природа 7...ретро-фот...люди 6Добрые ст...ретро-фот...ретро-фот...Разное 5...Разное 97...Разное 37...

Мы на...

ALLDAG.ru
Яндекс.Метрика

Сейчас 434 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте